"КОНСТАНТИН РЯБИНОВ: глазами дурачка и ребенка"
    Как сказал поэт, — и не какой-нибудь, а тот самый, чью книжку мы сейчас читаем, —
        Ничто не завоняет в небесах
        Хоть что ты спой
        Такие дела.
    Кто-то не видит в этом проблемы: он, если и споет, то не думая о небесах. Кто-то — видит. Этот кто-то поет о
небесах — даже тогда, когда поет о всякой гадости.
    Собственно, в том-то и дело, что все является гадостью по сравнению с небесами, и всё интересно лишь в
отношении к небесам, а самое интересное — что такое небеса, и особенно, существуют они или нет. Если нет — то есть одна гадость,
если есть — то есть, за что бороться и куда стремиться…
    Вот такое, примерно, мировоззрение. Кому-то близко, кому-то нет.
    Кому нет — с теми и разговаривать не о чем. Кому близко — среди тех и происходят все эти поиски и все эти
попытки «штурма небес», которыми так отметилась русская рок-культура 80-х и 90-х…
    Если бы эти духовные поиски наших рокеров и панков нанести на какую-нибудь духовную карту, то она, эта карта,
только с виду превратилась бы в бумажку, по которой весь урок возил фломастером мальчик на последней парте. На самом деле — на
ней вовсе не каракули, а траектории реальных жизней, похожие на треки элементарных частиц.
    К такой физике и геометрии располагает «Русское поле экспериментов» — вышедшая в 1994 году книга и
три ее автора, Егор Летов, Янка Дягилева и Константин Рябинов. Они сами назвали свои занятия «экспериментами» и тем самым
признали, что числят себя по ведомству естественных наук. И действительно ведь: для настоящего естествоиспытателя нет ничего
важнее, чем установить свойства неба.
    Янка действовала в одиночку и по интуиции — гениальной, но не достаточной ни для себя одной, ни, еще
менее, для других. Интуиция в таких делах никогда не бывает достаточной, хотя необходима — всегда. Был некий взлет, было указано
некое направление — но всё было прервано:
        Я оставляю еще полкоролевства.
        Без боя, без воя, без грома, без стрема…
    Тут вроде и отказ от борьбы даже за оставшуюся часть «королевства» (ту, которую более прямо можно
было бы назвать Царствием), но там же у Янки и записка к коллегам-экспериментаторам о «ключах от лаборатории», оставленных
«на вахте». Судя по тому, что Янкины стихи вошли посмертно в «Русское поле экспериментов», коллеги приняли эстафету.
    Эти коллеги — Егор Летов и Константин Рябинов — разрабатывали свой штурм небес тщательно и методично,
работая бок о бок и стараясь не забывать о правильном распределении труда.
    Одно из названий, которое они придумали для этого проекта, и которое после распада старого состава ГрОб
в 1999 году осталось за Константином, как раз и выражает суть их работы: «Коммунизм».
    Коммунизм — это ведь и есть проект штурма небес с обязательным решением задачи, сформулированной
Янкой: «как же сделать, чтоб всем было хорошо». Решение, которое ищется, должно обладать воспроизводимостью для всех, а не только
для гениальных одиночек.
    Между Летовым и Рябиновым было — или, по крайней мере, со стороны казалось, что было — довольно
строгое разделение обязанностей. Летов выбирал направление для очередной атаки, а Рябинов обеспечивал разведку — то есть знание
реальной обстановки, в которой придется вести бой. Пока связь с реальностью не терялась, можно было обеспечивать ту связь с землей,
которая всегда должна быть, чтобы при штурме небес не разбиться об землю, как это произошло с историческими коммунистами.
    В дуэте с Летовым Рябинов оказался профессиональным реалистом.
    И его стихи, которые собраны в этой книге, как раз и представляют собой — реализм.
    Реализм тоже бывает не только более или менее натуралистичным, но и более или менее мечтательным.
Мечты — это тоже вид реальности. Но реализм всегда реалистичен, то есть представляет реальность, в том числе и воображаемую,
такой, какова она есть, а не такой, как кто-то может ее, особенно же действующих в ней лиц, любить или не любить.
    По тяжелому недоразумению, в русской литературе «реалистами» называли тех, кто писали про то, как им не
нравится то и сё, всяких шестидесятников с прочими передвижниками. Даже Достоевского уже мало кто называл реалистом.
    Но реализм — это когда понимают всё, но не осуждают никого.
    Для русской литературы, несмотря на все ее разглагольствования о христианстве, такая позиция настолько
нетрадиционна, что оказывается для нее бомбой замедленного действия — то есть чем-то таким, что приводит самого автора к совершенно
не запланированным им результатам.
    Именно так и произошло с Константином, или, тут будет точнее сказать, «Кузьмой» и «Кузей УО».
    Если вы начнете хотя бы стараться ни на что особо не закрывать глаза, но при этом и никого не осуждать, то
все решат, что вы ненормальный. Поэтому есть отличный ход — сказать это первым: я — ненормальный, то есть «УО». Некоторый
светский аналог юродства, но приносящий не только светские дивиденды, но и духовные тоже. А это уже будет иметь прямое отношение
к штурму небес.
    Неосуждающий взгляд смотрит на все подряд, не разбирая между хорошим и плохим, умным и глупым,
красивым и наоборот. Важнее узнать, как оно на самом деле, чем начать к этому как-либо относиться. Поэтому всё интересно одинаково.
Собственно, это взгляд младенца, и даже не просто младенца, а младенца на празднике жизни — архетипическом Новом годе:
        Бухалку хлеба пилим мы на бутерброды
        Затмевает неба своды ёлка
        Будто-бы красиво. Ахаем - вот это да-а-а...
        За стеной года и беды,
        Но и это не беда
        …………………
        Счастие...
        Игру купили и икристого вина
        Дети всё вокруг хотели
        Вплоть до самого говна.
    А как это выглядело со стороны, описывал глядевший со стороны Егор:
        ...На кухне хохотал дурачок
        Смешав колбаску со слюною
    Этот дурачок у него, напомним, оказывался прав. Он, по крайней мере, не делал прогнозов — а то ведь
«…вышло по-другому, а только вышло все не так».
    А у дурачка находились слова даже для вполне себе возвышенных состояний — правда, не своих (у дурачков
не должно бывать возвышенных состояний), а изобретателей прежних версий штурма небес:
        Высоко в небе,
        Как бох на хлебе
        Летал товарищ
        Немного думал
        Неплохо спал
        Дедал и икал…
    (Если кто до сих пор не догадался, это про изобретателя коммунизма — Ленина).
    Правда, порой ему не хватало терпения: он начинал слишком всерьез верить во всё вокруг и слишком категорично
отрицать то, что вне зоны прямой видимости. Это не в этой книжке, но в последнем альбоме ГрОб «Невыносимая легкость бытия»
(«Бога нет»). Но это были отдельные протуберанцы. А настоящее авторезюме отношения к окружающей действительности другое:
        Пригодившись, умирает всё вокруг
        И бумага и ребята - всё, мой друг
        Безусловно …
    ………
    Это и есть главный вывод: штурм небес надо начинать с земли. Надо по-настоящему перестать
за нее цепляться.
    На этом можно бы и закончить, но вдруг найдутся умники, которые скажут, что штурм небес — это вообще
всегда, а не только у коммунистов плохое и нехристианское занятие. Таковым ответим словами первоисточника:
    Царствие небесное берется штурмом и идущие на штурм захватывают его
(Евангелие от Матфея, гл. 11, ст. 12, перевод дословный).
Иеромонах Григорий (В. М. Лурье), 2004
yanka.lenin.ru
|